В сердце России, на площадке самого масштабного в стране финала Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», царила атмосфера не просто соревнования, а настоящего торжества технологий и человеческого духа. В 2025 году состязания по двум самым зрелищным и перспективным IT-компетенциям — «Инженерный дизайн CAD» и «Разработчик виртуальной и дополненной реальности» — продемонстрировали, что границы возможного определяются только талантом и упорством.
В тишине, нарушаемой лишь щелчками компьютерных мышей и клавиатур, участники компетенции «Инженерный дизайн» творили будущее. Их рабочие места напоминали кабинеты проектировщиков ведущих инжиниринговых компаний. За несколько часов конкурсантам предстояло выполнить комплексное задание, которое включало:
· Создание параметрической 3D-модели сложного механического узла по предоставленным чертежам.
· Разработку фотореалистичных визуализаций и анимации процесса сборки-разборки изделия.
«Для меня CAD — это не просто инструмент, а язык, на котором я могу говорить с миром, создавая понятные и эффективные решения», — поделился Илья Николаев, участник от Политеха «Дубна».
Если в зоне инженерного дизайна царила строгая геометрия, то на площадке «Разработчик виртуальной и дополненной реальности» рождались настоящие цифровые миры. Участники этой компетенции — не просто программисты, а современные волшебники, стирающие границы между физическим и цифровым.
Их задание в 2025 году было как никогда социально ориентированным и практичным: разработать игру с использованием технологии виртуальной реальности в жанре «Выйти из комнаты». В течение нескольких соревновательных часов командам предстояло:
· Создать интерактивную VR-среду, имитирующую выход из помещений, сценарий, направленный на развитие социальных и бытовых навыков.
· Интегрировать элементы дополненной реальности в виде мобильного приложения, которое с помощью камеры смартфона могло бы «оживлять» карточки, показывая 3D-модели.
· Обеспечить адаптивный интерфейс и систему подсказок, учитывающую различные особенности восприятия.
«Мы наблюдали удивительные проекты», — говорит главный эксперт компетенции во время награждения. «Одна из команд реализовала систему тактильной обратной связи через контроллеры, чтобы помочь незрячим пользователям ориентироваться в виртуальном пространстве. Другая — использовала технологию отслеживания взгляда для управления сложностью заданий. Это высочайший уровень — способности понять пользователя и создать для него комфортный цифровой опыт».
Призером в этой номинации стал Смышляев Иван, занявший третье место.
Благодарим за высокий уровень подготовки наших студентов их наставников: Черкасову Ю.В. и Майорова Я.А.
Финальные соревнования «Абилимпикс-2025» по компетенциям «Инженерный дизайн» и «Разработчик VR/AR» наглядно доказали, что современные технологии являются мощнейшим инструментом для профессиональной реализации и социальной интеграции.
Чемпионат завершился, но пути, открытые его финалистами и участникам, только начинаются. Их проекты — это не просто конкурсные работы, а реальные прототипы и решения, которые в скором времени могут изменить жизнь многих людей к лучшему, сделав технологии по-настоящему доступными и человечными.





